6 мая, в преддверии Дня Победы, в День Георгия Победоносца – покровителя воинов и земледельцев в Музее истории и культуры г. Воткинска открывается выставка, посвященная 71-ой годовщине Великой Победы.
На этот раз выставка рассказывает более подробно о наших земляках – летчиках выпускниках воткинского аэроклуба, поэтому название выставки соответствующее - «Небесный тихоход» из Воткинска».
Итак, несколько слов о нашем «небесном тихоходе», на котором проходили летную подготовку курсанты аэроклуба. Вопрос об организации аэроклуба обсуждался на пленуме райсовета Осоавиахима 21 августа 1936 года. К тому времени Кировский краевой совет (мы тогда входили в состав Кировского края), уже принял решение о создании в Воткинске филиала аэроклуба.
Инициатором создания аэроклуба был летчик запаса Алексей Никитич Наумов, а первый выпуск воткинских пилотов был осуществлен, когда начальником стал Павел Андреевич Бабушкин. В апреле 1937 года на балансе аэроклуба имелось три самолета У-2. Это были те самые «небесные тихоходы», сконструированные Николаем Поликарповым, впоследствии ставшие даже героями музыкального художественного фильма, снятого в 1945 году режиссёром Семёном Тимошенко.
Во время работы аэроклуба в предвоенные годы здесь летную практику проходили будущие герои Советского Союза наши земляки: Шамшурин Василий Григорьевич, Михайлов Василий Михайлович, Нина Захаровна Ульяненко, Аркадий Петрович Логинов,
В зимние месяцы 1943-1944 годов в числе курсантов школы морской авиации летную практику также в Воткинске проходил будущий летчик-космонавт Герой Советского Союза Павел Иванович Беляев (1925-1970), совершивший в 1965 году космический полет на корабле «Восход-2». Его инструктором стал Геннадий Алексеевич Калганов, сам выпускник аэроклуба 1938 года, с 1940 года он уже стал летчикам – инструктором. Под его руководством «встал на крыло» и будущий дважды Герой Советского Союза Кунгурцев Евгений Максимович
Во время Великой Отечественной войны У-2 применяли в качестве разведчиков, самолетов связи и санитарной авиации. При этом применялась особая тактика: вылеты происходили ночью, бомбардировщики подходили к цели на сверхмалой высоте, с двигателями, установленными на малый газ. Благодаря этому сбить их было непросто - самолеты попросту оставались невидимыми для противника практически до момента бомбардировки. Сброс бомб производился с высокой точностью, несмотря на темное время суток. После этого У-2 уходил от истребителей, набирая максимальную скорость и маскируясь - например, по верхушкам деревьев.
Сбить самолет было достаточно сложно: «небесный тихоход», как прозвали его советские солдаты, летал со скоростью не более 120 километров в час, а немецкие истребители - не менее 140 километров в час. При этом У-2 были очень маневренными и недоступными для зенитчиков, которые в большинстве случаев промахивались. Именно в роли легкого ночного бомбардировщика «тихоходы» и сыграли важную роль во время войны. На этом «тихоходе» летали знаменитые «ночные ведьмы» - летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, в числе которых была наша землячка - Нина Захаровна Ульяненко - наша землячка, выпускница Воткинского аэроклуба.
Так, что знаменитый «небесный тихоход», он и наш, воткинский!
Небесный тихоход
Источник: Музей истории и культуры г.Воткинска
17.08.2016 09:03